среда, 14 апреля 2010 г.

И снова здравствуйте! Это я, Ураборос. На этот раз мы обратимся не к балету, а к опере, поставленной по пьесе А.С.Пушкина на музыку П.И.Чайковского «Пиковая дама».
Давайте вспомним персонажей этой мистической истории: старая графиня и Лиза – её воспитанница, Герман и его товарищи Сурин и Томский и весьма примечательный внесценический персонаж – граф Сен-Жермен. И если в балетах, о которых мы говорили, всё было построено на разделении героев на «белых» и «чёрных», то в «Пиковой даме» такого чёткого разделения мы не увидим. Единственным персонажем, претендующим здесь на статус «белого», можно назвать Лизу, добрую и доверчивую девушку. Но являются ли доверчивость и наивность юной Лизы оправданием её антинравственного с точки зрения света поступка – назначить тайное свидание молодому человеку в доме своей благодетельницы, какой бы она на самом деле ни была? А, стало быть, Лиза не может быть, как мне кажется, причислена к персонажам доброй категории, скорее – к нейтральным, «серым».
Герман, совершивший страшный грех – убивший старую женщину ради корысти, пусть и не используя при этом насильственных мер, уж конечно не «белый» персонаж. Да и сама графиня Анна Федотовна – в прошлом игрок, как Герман в настоящем, грешила неоднажды, принося в мир знакомых и близких людей несчастье и проблемы, относится к персонажам «чёрной» группы. Сурин же и Томский персонажи нейтральные, но поскольку всё же обременены такими пороками как страсть к азартным играм и разгульному образу жизни, то их можно определить к группе «серых» персонажей, пограничных между добром и злом.
Попытки бороться со злом предпринимает здесь граф Сен Жермен: чтобы отвадить графиню от пагубного пристрастия к азартным играм, он рассказывает ей мистическую историю. Этот ход оказывается решением проблемы игорной зависимости Анны Федотовны. Ничего плохого Сен-Жермен никому не делает. Жизнью живёт умеренной, если не праведной, а потому, может быть условно причислен к «белой» стороне. На его стороне добро.
Теперь же обратимся к общему настроению постановки. В первом действии светлая и радостная атмосфера гуляний в Летнем саду – олицетворение добра и мира в душах всех персонажей, однако Герман – один из всех, кто находится в мрачном и подавленном состоянии. Он, в отличии от Елецкого, не может рассчитывать на взаимность своей возлюбленной, так как она из знатного и богатого рода. Это состояние молодого человека – символ вторжения зла в атмосферу добра. Досада Германа на Елецкого усугубляется тем, что в его невесте он узнаёт девушку, в которую, казалось бы, безнадёжно, влюблён сам. Состояние Германа становится всё более мрачным. Герман решает во что бы то ни стало получить Лизу. Атмосфера сгущается.
Все перемены в настроении персонажа подкрепляются и изменениями в природе – небо чернеет, начинается страшная гроза.
Изменения происходят и в душе Лизы: из светлого и радостного её настроение становится всё более тёмным и печальным – она понимает, что её влечёт к Герману. Одновременное сочетание мрачного и печального настроения Лизы и светлой и лиричной атмосферы посиделок в комнате Лизы в день помолвки уже являются знаком начинающейся борьбы тёмных и светлых начал – добра и зла. Лиза совершает порядочный поступок – отказывает Елецкому, чтобы не лгать ему. Но это решение одновременно играет ей на руку – она освобождает своё сердце для Германа. Однако Герман всё больше опускается во мрак, решая выпытать силой у старой графини её секрет. И пусть он не ожидает таких страшных последствий, они приходят. Смерть человека сравнима с мраком, зияющей чернотой могилы, как реальной, так и символической – в неё погружается душа Германа. Сцена в доме графини тоже погружена во мрак. Надежда Лизы на выздоровление Германа от «игорной болезни» уже не сможет реализоваться. Свадьба с любимой девушкой не остановила Германа – он вновь отправляется в игорный дом, одержимый жаждой обогащения, узнав от привидения старой графини секрет трёх карт. Проигрывается и погибает! Сцена в игорном доме решена постановщиками в мрачных, тёмных тонах. Света мало. Нет ярких пятен. Угнетающая, напряжённая атмосфера.
В отличие от светлых балетов-сказок Чайковского, в которых добро всегда побеждает зло, опера «Пиковая дама» заканчивается трагически – победой злых сил над добрыми. Как это часто бывает в жизни.

вторник, 13 апреля 2010 г.

Привет! Я снова с вами! На этот раз мы обратимся к ещё одному из уникальных произведений балетного искусства XIX века, поставленного на музыку П.И.Чайковского знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа на сцене Мариинского театра в Петербурге – «Спящей красавице». Поставленный в 1889 году и представленный публике в 1890 году, балет погружает нас в фантастическую атмосферу знаменитой сказки Шарля Перро.
Давайте остановим свой взгляд на действующих лицах истории: среди них, как и в балете «Лебединое озеро» выделяются «чёрные» и «белые» персонажи, правда, в отличие от «Лебединого озера», где на стороне зла выступает тандем в лице Ротбарта и Одиллии, здесь всего один тёмный персонаж – фея Карабосс. Она заявляет о присутствии в мире зла сразу же в первом действии, вторгаясь в светлую и радостную атмосферу дворцового праздника, где король Флорестан XIV, Королева и их гости, одетые в светлые и яркие наряды, празднуют рождение принцессы Авроры. Множество радужных даров, несущих новорожденной счастье, в одночасье перечёркивает один самый последний подарок – не приглашённая на торжество, одетая в чёрные одежды, Карабосс желает младенцу смерти. Но добрые силы не дремлют: Фея Сирени, услышав злобное бормотание старухи Карабосс, вносит коррективы в её чёрный замысел – Аврора лишь заснёт зачарованным сном, от которого освободить её сможет только добро, чудо в лице Принца, который поцелует её, очарованный красотой юной принцессы.
Во втором акте противостояние добра и зла доходит до своего апогея: во время бала выросшая в счастье и радости Аврора уколола руку веретеном, поданным ей старухой-Карабосс. Предсказание сбывается. Светлая атмосфера праздника вмиг сменяется тёмной, гнетущей атмосферой горя. Но и тут Фея Сирени вовремя вносит свои коррективы в ход событий, насылая волшебный сон на всё окружение Принцессы. Добро на время смогло вновь, если и не обезвредить зло, так ослабить его влияние. Наступает серая полоса в существовании волшебного царства. И вот уже принц Дезире направляется через лесные заросли к волшебному замку. Чтобы он случайно не свернул в сторону. Добро в лице Феи Сирени посылает ему видение в виде тени Авроры. На мой взгляд, привидение как и сонное царство являются серыми персонажами, будто бы «зависшими» на грани добра и зла. Да-да, именно персонажами. И замок тоже, ибо он в моём восприятии живёт и дышит вместе со спящими в нём жителями королевства. А вот безмолвный лес – персонаж скорее чёрный – он безмолвствует, нагнетая состояние чего-то неведомо страшного, подавляет не только гробовым молчанием (ни шелеста листьев, ни пения птиц), но и мрачной тьмой своих зарослей, густых, колючих, непроходимых, опасных. Дезире продирается сквозь эти заросли, как добро прорывается сквозь зло. Дезире стремится к свету. Он пападает в зачарованный замок, целует Аврору и спасает тем самым не только её саму, но и всё королевство. А в сказке Королевство, как мне кажется, это символ всего мироздания в целом. Добро побеждает зло! И мрачная природа освещается солнцем, прорвавшимся через расступившие облака. Свет приходит на смену тьме! В ярком свете радостно кружаться «белые» герои этой сказки – персонажи любимых сказок Шарля Перро, которые в своих историях далеко не все стояли на стороне добра. Но добро «заразно». Оно передаётся от души к душе, поселяясь в каждом из гостей.
А что же зло, спросите вы? Оно исчезло? Мне кажется, оно просто затаилось и ждёт своего часа. И тогда снова настанет день битвы добра и зла, белого и чёрного в этом мире. А вы как думаете?

воскресенье, 21 марта 2010 г.

Привет! И снова с вами Ураборос. Сегодня мне хочется продолжить начатый разговор о противоборстве белого и тёмного начал, то есть добра и зла, в творчестве удивительного русского композитора с душой великого сказочника – Петра Ильича Чайковского.

Поговорим об одном из самых популярных его произведений – балете «Лебединое озеро». Удивительно, но первым его постановщиком был вовсе не широко известный корифей среди балетмейстеров Мариус Петипа, гораздо менее известный, да и вовсе балетмейстер с сомнительной репутацией Венцель Рейзингер. Первая постановка балета состоялась в 1877 году. Авторами либретто предположительно называют В.Бегичева и В.Гельцера. Успех этой постановки был невелик, однако истори сохранила имя первых исполнителей знаменитых образов: поселянки – Мария Станиславская, Одетты – Пелагея Карпакова и Анна Собещанская. До сих пор исследователи до сих пор спорят о том, кто исполнял в третьем акте роль Одиллии. На афише имя танцовщицы скрыто за тремя звездочками.

Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет – до 1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в своей постановке. Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. При этом брат композитора Модест Ильич Чайковский переработал либретто, а дирижёр Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию партитуры.

И до сих пор этот балет является одним из самых любимых у многочисленных зрителей.

Однако, что-то я углубился в историю. Вернёмся к размышлениям...

Добро и зло... В этом балете к светлым силам относятся принц Зигфрид и заколдованная в белого лебедя красавица – Одетта, а к тёмным – колдун Ротбарт, представленный в облике чёрного коршуна, и его дочь Одиллия, повторяющая образ Одетты, но в чёрном цвете. Символика добра и зла очевидна даже визуально – через цвета одежд персонажей – и Зигфрид, и Одетта одеты в белые, а Ротбарт и Одилллия – в чёрные одежды. В том же стиле были разработаны и декорации к спектаклю – сцены на озере окрашены в мрачно-тёмные тона, единственным белым пятном которых являются светлые душою Одетта и лебеди, а сцены в замке Зигфрида – яркие по цветовой гамме и светлые по световому решению – точно вечный праздник добра, куда внезапно вторгаются тёмным облаком Ротбарт и Одилия.

Весь балет основан на противоположностях и противоборстве двух сторон жизни. Зигфрид и Одетта борятся за светлое чувство любви, тогда как Ротбарт, уже сотворивший злой – превративший Одетту в лебедя, и его дочь всячески стараются помешать развитию и воплощению добрых чувств молодых людей. Как и в любой сказке, героев на пути к счастью ожидает много преград. Главная из них – условие освобождения Одетты от власти Ротбарта: её может спасти лишь человек, который полюбит, даст клятву верности и сдержит её. Сначала Ротбарт просто старается не допустить принца к Одетте, потом – помешать их встречам, а самым большим испытанием становится бал, устроенный матерью Зигфрида с целью выбора им невесты. Но верность Зигфрида Одетте непоколебима, и тогда, поняв, что могут проиграть в противостоянии, злые силы предпринимают решительный шаг – Ротбарт присылает в облике Одетты на бал Одилию. Зигфрид обманывается и принимает Одилию за возлюбленную. В этой сцене чуть было не перешедший на сторону зла Зигфрид одет в чёрно-белый костюм, что как раз и символизирует противостояние зла и добра, или по-прежнему - в белый, как сохранивший в душе верность любимой. Однако сила любви настолько велика, что, поняв, насколько обманут, принц отправляется к озеру за прощением Одетты. Ротбарт понимает, что близок к поражению, и решается на крайние меры: если не помогла хитрость – поможет смерть! Он вызывает на озере сильный шторм. И Зигфрид погиб бы, если бы не Одетта – она самоотверженно бросается на помощь!

Любовь побеждает тьму, а добро – зло! О, великая сила сказки!..

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Давайте знакомиться. Меня зовут Ураборос. Ты спросишь: что это за странное имя? Да, на первый взгляд оно напоминает тарабарщину. Раньше всех чуждых людей, говорящих на ином языке называли варварами, а слово это произошло от "бар-бар-бар..." - звуков незнакомого языка, таким образом воспринимаемых слуховым аппаратом человека. Где, спросите вы, связь? А нигде. Но ведь нужно же о чём-то говорить...
Ну, а если по правде, то Ураборос - имя мифологического мирового Змея, обвивающего кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Он - один из первых символов бесконечности в истории человечества. Будем считать, что он - это я и есть. Один бок у меня белый, а другой - чёрный. Один - добро, ну а другой, соответственно - зло. Что, впрочем, совершенно естественно: в каждом человеке одновременно уживаются белая и чёрная его половинки. Они находятся в вечном противостоянии. И я олицетворяю это самое противоборство двух полюсов - добра и зла.
Кто из вас не вспоминает известное сравнение жизни с полосатым копытным - зеброй: полоска белая, полоска чёрная... Так случилось и в жизни человека, о котором я хочу с вами поговорить.
Давным-давно...в1840 году...где-то на Урале, а именно, в маленьком городке Воткинске, родился в очень счастливой и талантливой музыкальной семье удивительный музыкально одарённый мальчик. А как же могло быть иначе - ведь и семья-то была удивительная: ни тебе ссор, на тебе зависти, ни тебе злобы чёрной в душе. Все нежно любили друг друга. Петя - так звали мальчика - жил в тёплой и счастливой атмосфере....
Но однажды, и так бывает очень часто, светлое в жизни мальчика сменилось на чёрное – он заболел холерой. Страшная болезнь унесла жизнь его друга, но зато судьба к нему самому оказалась благосклонной – Петя выжил. Однако через некоторое время, когда всё, казалось бы, вновь наладилось, в жизни семьи нежданно снова наступила чёрная полоса - от холеры умерла мама. Но даже в это чёрное время в душе мальчика горел светлый огонёк - любовь к своим младшим четырёхгодовалым братишкам - "херувимчикам" Моде и Толе. Это давало силы справиться с горем и идти дальше без материнской любви и ласки.
Обучаясь с четырёх лет музыке, Петя проявлял недюжинные способности. Прекрасно играя на пианино, мальчик обладал удивительным даром - сочинять музыку. Первые взрослые яркие произведения вышли из-под его руки в возрасте 17-18 лет. Это были "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг..." на слова Афанасия Фета. Это были удивительно светлые произведения. Первое Пётр посвятил гувернантке своих младших братьев Анастасии Петровой, а второе - предположительно, своему другу по Училищу правоведения Сергею Кирееву.
Далее судьба Петра складывалась достаточно счастливо - Консерватория, обучение у Антона Рубинштейна, исполнение его первых студенческих работ на концерте знаменитых композиторов того времени, работа в Московской Консерватории, успешная творческая и педагогическая деятельность... И снова жизнь поворачивается к юноше своей чёрной стороной: попытка женитьбы оказалась неудачной - Антонина Милюкова и Пётр Чайковский прожили вместе несколько недель, в результате стали жить отдельно, хотя развестись в силу обстоятельств так и не смогли никогда. Результат совместной жизни, хоть и недолгой, с нелюбимой женой, привёл к попытке суицида...
А затем снова белая полоса - Пётр Ильич Чайковский становится не только плодовитым, но и весьма почитаемым и признаваемым композитором российского музыкального мира. Успех сопровождает его до самой смерти.
Однако, как всегда и бывает, чёрные и белые полосы нашей жизни, постоянное противостояние добра и зла находят своё отражение в наших мыслях и фантазиях. Так произошло и с Чайковским.