вторник, 13 апреля 2010 г.

Привет! Я снова с вами! На этот раз мы обратимся к ещё одному из уникальных произведений балетного искусства XIX века, поставленного на музыку П.И.Чайковского знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа на сцене Мариинского театра в Петербурге – «Спящей красавице». Поставленный в 1889 году и представленный публике в 1890 году, балет погружает нас в фантастическую атмосферу знаменитой сказки Шарля Перро.
Давайте остановим свой взгляд на действующих лицах истории: среди них, как и в балете «Лебединое озеро» выделяются «чёрные» и «белые» персонажи, правда, в отличие от «Лебединого озера», где на стороне зла выступает тандем в лице Ротбарта и Одиллии, здесь всего один тёмный персонаж – фея Карабосс. Она заявляет о присутствии в мире зла сразу же в первом действии, вторгаясь в светлую и радостную атмосферу дворцового праздника, где король Флорестан XIV, Королева и их гости, одетые в светлые и яркие наряды, празднуют рождение принцессы Авроры. Множество радужных даров, несущих новорожденной счастье, в одночасье перечёркивает один самый последний подарок – не приглашённая на торжество, одетая в чёрные одежды, Карабосс желает младенцу смерти. Но добрые силы не дремлют: Фея Сирени, услышав злобное бормотание старухи Карабосс, вносит коррективы в её чёрный замысел – Аврора лишь заснёт зачарованным сном, от которого освободить её сможет только добро, чудо в лице Принца, который поцелует её, очарованный красотой юной принцессы.
Во втором акте противостояние добра и зла доходит до своего апогея: во время бала выросшая в счастье и радости Аврора уколола руку веретеном, поданным ей старухой-Карабосс. Предсказание сбывается. Светлая атмосфера праздника вмиг сменяется тёмной, гнетущей атмосферой горя. Но и тут Фея Сирени вовремя вносит свои коррективы в ход событий, насылая волшебный сон на всё окружение Принцессы. Добро на время смогло вновь, если и не обезвредить зло, так ослабить его влияние. Наступает серая полоса в существовании волшебного царства. И вот уже принц Дезире направляется через лесные заросли к волшебному замку. Чтобы он случайно не свернул в сторону. Добро в лице Феи Сирени посылает ему видение в виде тени Авроры. На мой взгляд, привидение как и сонное царство являются серыми персонажами, будто бы «зависшими» на грани добра и зла. Да-да, именно персонажами. И замок тоже, ибо он в моём восприятии живёт и дышит вместе со спящими в нём жителями королевства. А вот безмолвный лес – персонаж скорее чёрный – он безмолвствует, нагнетая состояние чего-то неведомо страшного, подавляет не только гробовым молчанием (ни шелеста листьев, ни пения птиц), но и мрачной тьмой своих зарослей, густых, колючих, непроходимых, опасных. Дезире продирается сквозь эти заросли, как добро прорывается сквозь зло. Дезире стремится к свету. Он пападает в зачарованный замок, целует Аврору и спасает тем самым не только её саму, но и всё королевство. А в сказке Королевство, как мне кажется, это символ всего мироздания в целом. Добро побеждает зло! И мрачная природа освещается солнцем, прорвавшимся через расступившие облака. Свет приходит на смену тьме! В ярком свете радостно кружаться «белые» герои этой сказки – персонажи любимых сказок Шарля Перро, которые в своих историях далеко не все стояли на стороне добра. Но добро «заразно». Оно передаётся от души к душе, поселяясь в каждом из гостей.
А что же зло, спросите вы? Оно исчезло? Мне кажется, оно просто затаилось и ждёт своего часа. И тогда снова настанет день битвы добра и зла, белого и чёрного в этом мире. А вы как думаете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий