И снова здравствуйте! Это я, Ураборос. На этот раз мы обратимся не к балету, а к опере, поставленной по пьесе А.С.Пушкина на музыку П.И.Чайковского «Пиковая дама».
Давайте вспомним персонажей этой мистической истории: старая графиня и Лиза – её воспитанница, Герман и его товарищи Сурин и Томский и весьма примечательный внесценический персонаж – граф Сен-Жермен. И если в балетах, о которых мы говорили, всё было построено на разделении героев на «белых» и «чёрных», то в «Пиковой даме» такого чёткого разделения мы не увидим. Единственным персонажем, претендующим здесь на статус «белого», можно назвать Лизу, добрую и доверчивую девушку. Но являются ли доверчивость и наивность юной Лизы оправданием её антинравственного с точки зрения света поступка – назначить тайное свидание молодому человеку в доме своей благодетельницы, какой бы она на самом деле ни была? А, стало быть, Лиза не может быть, как мне кажется, причислена к персонажам доброй категории, скорее – к нейтральным, «серым».
Герман, совершивший страшный грех – убивший старую женщину ради корысти, пусть и не используя при этом насильственных мер, уж конечно не «белый» персонаж. Да и сама графиня Анна Федотовна – в прошлом игрок, как Герман в настоящем, грешила неоднажды, принося в мир знакомых и близких людей несчастье и проблемы, относится к персонажам «чёрной» группы. Сурин же и Томский персонажи нейтральные, но поскольку всё же обременены такими пороками как страсть к азартным играм и разгульному образу жизни, то их можно определить к группе «серых» персонажей, пограничных между добром и злом.
Попытки бороться со злом предпринимает здесь граф Сен Жермен: чтобы отвадить графиню от пагубного пристрастия к азартным играм, он рассказывает ей мистическую историю. Этот ход оказывается решением проблемы игорной зависимости Анны Федотовны. Ничего плохого Сен-Жермен никому не делает. Жизнью живёт умеренной, если не праведной, а потому, может быть условно причислен к «белой» стороне. На его стороне добро.
Теперь же обратимся к общему настроению постановки. В первом действии светлая и радостная атмосфера гуляний в Летнем саду – олицетворение добра и мира в душах всех персонажей, однако Герман – один из всех, кто находится в мрачном и подавленном состоянии. Он, в отличии от Елецкого, не может рассчитывать на взаимность своей возлюбленной, так как она из знатного и богатого рода. Это состояние молодого человека – символ вторжения зла в атмосферу добра. Досада Германа на Елецкого усугубляется тем, что в его невесте он узнаёт девушку, в которую, казалось бы, безнадёжно, влюблён сам. Состояние Германа становится всё более мрачным. Герман решает во что бы то ни стало получить Лизу. Атмосфера сгущается.
Все перемены в настроении персонажа подкрепляются и изменениями в природе – небо чернеет, начинается страшная гроза.
Изменения происходят и в душе Лизы: из светлого и радостного её настроение становится всё более тёмным и печальным – она понимает, что её влечёт к Герману. Одновременное сочетание мрачного и печального настроения Лизы и светлой и лиричной атмосферы посиделок в комнате Лизы в день помолвки уже являются знаком начинающейся борьбы тёмных и светлых начал – добра и зла. Лиза совершает порядочный поступок – отказывает Елецкому, чтобы не лгать ему. Но это решение одновременно играет ей на руку – она освобождает своё сердце для Германа. Однако Герман всё больше опускается во мрак, решая выпытать силой у старой графини её секрет. И пусть он не ожидает таких страшных последствий, они приходят. Смерть человека сравнима с мраком, зияющей чернотой могилы, как реальной, так и символической – в неё погружается душа Германа. Сцена в доме графини тоже погружена во мрак. Надежда Лизы на выздоровление Германа от «игорной болезни» уже не сможет реализоваться. Свадьба с любимой девушкой не остановила Германа – он вновь отправляется в игорный дом, одержимый жаждой обогащения, узнав от привидения старой графини секрет трёх карт. Проигрывается и погибает! Сцена в игорном доме решена постановщиками в мрачных, тёмных тонах. Света мало. Нет ярких пятен. Угнетающая, напряжённая атмосфера.
В отличие от светлых балетов-сказок Чайковского, в которых добро всегда побеждает зло, опера «Пиковая дама» заканчивается трагически – победой злых сил над добрыми. Как это часто бывает в жизни.
Давайте вспомним персонажей этой мистической истории: старая графиня и Лиза – её воспитанница, Герман и его товарищи Сурин и Томский и весьма примечательный внесценический персонаж – граф Сен-Жермен. И если в балетах, о которых мы говорили, всё было построено на разделении героев на «белых» и «чёрных», то в «Пиковой даме» такого чёткого разделения мы не увидим. Единственным персонажем, претендующим здесь на статус «белого», можно назвать Лизу, добрую и доверчивую девушку. Но являются ли доверчивость и наивность юной Лизы оправданием её антинравственного с точки зрения света поступка – назначить тайное свидание молодому человеку в доме своей благодетельницы, какой бы она на самом деле ни была? А, стало быть, Лиза не может быть, как мне кажется, причислена к персонажам доброй категории, скорее – к нейтральным, «серым».
Герман, совершивший страшный грех – убивший старую женщину ради корысти, пусть и не используя при этом насильственных мер, уж конечно не «белый» персонаж. Да и сама графиня Анна Федотовна – в прошлом игрок, как Герман в настоящем, грешила неоднажды, принося в мир знакомых и близких людей несчастье и проблемы, относится к персонажам «чёрной» группы. Сурин же и Томский персонажи нейтральные, но поскольку всё же обременены такими пороками как страсть к азартным играм и разгульному образу жизни, то их можно определить к группе «серых» персонажей, пограничных между добром и злом.
Попытки бороться со злом предпринимает здесь граф Сен Жермен: чтобы отвадить графиню от пагубного пристрастия к азартным играм, он рассказывает ей мистическую историю. Этот ход оказывается решением проблемы игорной зависимости Анны Федотовны. Ничего плохого Сен-Жермен никому не делает. Жизнью живёт умеренной, если не праведной, а потому, может быть условно причислен к «белой» стороне. На его стороне добро.
Теперь же обратимся к общему настроению постановки. В первом действии светлая и радостная атмосфера гуляний в Летнем саду – олицетворение добра и мира в душах всех персонажей, однако Герман – один из всех, кто находится в мрачном и подавленном состоянии. Он, в отличии от Елецкого, не может рассчитывать на взаимность своей возлюбленной, так как она из знатного и богатого рода. Это состояние молодого человека – символ вторжения зла в атмосферу добра. Досада Германа на Елецкого усугубляется тем, что в его невесте он узнаёт девушку, в которую, казалось бы, безнадёжно, влюблён сам. Состояние Германа становится всё более мрачным. Герман решает во что бы то ни стало получить Лизу. Атмосфера сгущается.
Все перемены в настроении персонажа подкрепляются и изменениями в природе – небо чернеет, начинается страшная гроза.
Изменения происходят и в душе Лизы: из светлого и радостного её настроение становится всё более тёмным и печальным – она понимает, что её влечёт к Герману. Одновременное сочетание мрачного и печального настроения Лизы и светлой и лиричной атмосферы посиделок в комнате Лизы в день помолвки уже являются знаком начинающейся борьбы тёмных и светлых начал – добра и зла. Лиза совершает порядочный поступок – отказывает Елецкому, чтобы не лгать ему. Но это решение одновременно играет ей на руку – она освобождает своё сердце для Германа. Однако Герман всё больше опускается во мрак, решая выпытать силой у старой графини её секрет. И пусть он не ожидает таких страшных последствий, они приходят. Смерть человека сравнима с мраком, зияющей чернотой могилы, как реальной, так и символической – в неё погружается душа Германа. Сцена в доме графини тоже погружена во мрак. Надежда Лизы на выздоровление Германа от «игорной болезни» уже не сможет реализоваться. Свадьба с любимой девушкой не остановила Германа – он вновь отправляется в игорный дом, одержимый жаждой обогащения, узнав от привидения старой графини секрет трёх карт. Проигрывается и погибает! Сцена в игорном доме решена постановщиками в мрачных, тёмных тонах. Света мало. Нет ярких пятен. Угнетающая, напряжённая атмосфера.
В отличие от светлых балетов-сказок Чайковского, в которых добро всегда побеждает зло, опера «Пиковая дама» заканчивается трагически – победой злых сил над добрыми. Как это часто бывает в жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий