среда, 14 апреля 2010 г.

И снова здравствуйте! Это я, Ураборос. На этот раз мы обратимся не к балету, а к опере, поставленной по пьесе А.С.Пушкина на музыку П.И.Чайковского «Пиковая дама».
Давайте вспомним персонажей этой мистической истории: старая графиня и Лиза – её воспитанница, Герман и его товарищи Сурин и Томский и весьма примечательный внесценический персонаж – граф Сен-Жермен. И если в балетах, о которых мы говорили, всё было построено на разделении героев на «белых» и «чёрных», то в «Пиковой даме» такого чёткого разделения мы не увидим. Единственным персонажем, претендующим здесь на статус «белого», можно назвать Лизу, добрую и доверчивую девушку. Но являются ли доверчивость и наивность юной Лизы оправданием её антинравственного с точки зрения света поступка – назначить тайное свидание молодому человеку в доме своей благодетельницы, какой бы она на самом деле ни была? А, стало быть, Лиза не может быть, как мне кажется, причислена к персонажам доброй категории, скорее – к нейтральным, «серым».
Герман, совершивший страшный грех – убивший старую женщину ради корысти, пусть и не используя при этом насильственных мер, уж конечно не «белый» персонаж. Да и сама графиня Анна Федотовна – в прошлом игрок, как Герман в настоящем, грешила неоднажды, принося в мир знакомых и близких людей несчастье и проблемы, относится к персонажам «чёрной» группы. Сурин же и Томский персонажи нейтральные, но поскольку всё же обременены такими пороками как страсть к азартным играм и разгульному образу жизни, то их можно определить к группе «серых» персонажей, пограничных между добром и злом.
Попытки бороться со злом предпринимает здесь граф Сен Жермен: чтобы отвадить графиню от пагубного пристрастия к азартным играм, он рассказывает ей мистическую историю. Этот ход оказывается решением проблемы игорной зависимости Анны Федотовны. Ничего плохого Сен-Жермен никому не делает. Жизнью живёт умеренной, если не праведной, а потому, может быть условно причислен к «белой» стороне. На его стороне добро.
Теперь же обратимся к общему настроению постановки. В первом действии светлая и радостная атмосфера гуляний в Летнем саду – олицетворение добра и мира в душах всех персонажей, однако Герман – один из всех, кто находится в мрачном и подавленном состоянии. Он, в отличии от Елецкого, не может рассчитывать на взаимность своей возлюбленной, так как она из знатного и богатого рода. Это состояние молодого человека – символ вторжения зла в атмосферу добра. Досада Германа на Елецкого усугубляется тем, что в его невесте он узнаёт девушку, в которую, казалось бы, безнадёжно, влюблён сам. Состояние Германа становится всё более мрачным. Герман решает во что бы то ни стало получить Лизу. Атмосфера сгущается.
Все перемены в настроении персонажа подкрепляются и изменениями в природе – небо чернеет, начинается страшная гроза.
Изменения происходят и в душе Лизы: из светлого и радостного её настроение становится всё более тёмным и печальным – она понимает, что её влечёт к Герману. Одновременное сочетание мрачного и печального настроения Лизы и светлой и лиричной атмосферы посиделок в комнате Лизы в день помолвки уже являются знаком начинающейся борьбы тёмных и светлых начал – добра и зла. Лиза совершает порядочный поступок – отказывает Елецкому, чтобы не лгать ему. Но это решение одновременно играет ей на руку – она освобождает своё сердце для Германа. Однако Герман всё больше опускается во мрак, решая выпытать силой у старой графини её секрет. И пусть он не ожидает таких страшных последствий, они приходят. Смерть человека сравнима с мраком, зияющей чернотой могилы, как реальной, так и символической – в неё погружается душа Германа. Сцена в доме графини тоже погружена во мрак. Надежда Лизы на выздоровление Германа от «игорной болезни» уже не сможет реализоваться. Свадьба с любимой девушкой не остановила Германа – он вновь отправляется в игорный дом, одержимый жаждой обогащения, узнав от привидения старой графини секрет трёх карт. Проигрывается и погибает! Сцена в игорном доме решена постановщиками в мрачных, тёмных тонах. Света мало. Нет ярких пятен. Угнетающая, напряжённая атмосфера.
В отличие от светлых балетов-сказок Чайковского, в которых добро всегда побеждает зло, опера «Пиковая дама» заканчивается трагически – победой злых сил над добрыми. Как это часто бывает в жизни.

вторник, 13 апреля 2010 г.

Привет! Я снова с вами! На этот раз мы обратимся к ещё одному из уникальных произведений балетного искусства XIX века, поставленного на музыку П.И.Чайковского знаменитым балетмейстером Мариусом Петипа на сцене Мариинского театра в Петербурге – «Спящей красавице». Поставленный в 1889 году и представленный публике в 1890 году, балет погружает нас в фантастическую атмосферу знаменитой сказки Шарля Перро.
Давайте остановим свой взгляд на действующих лицах истории: среди них, как и в балете «Лебединое озеро» выделяются «чёрные» и «белые» персонажи, правда, в отличие от «Лебединого озера», где на стороне зла выступает тандем в лице Ротбарта и Одиллии, здесь всего один тёмный персонаж – фея Карабосс. Она заявляет о присутствии в мире зла сразу же в первом действии, вторгаясь в светлую и радостную атмосферу дворцового праздника, где король Флорестан XIV, Королева и их гости, одетые в светлые и яркие наряды, празднуют рождение принцессы Авроры. Множество радужных даров, несущих новорожденной счастье, в одночасье перечёркивает один самый последний подарок – не приглашённая на торжество, одетая в чёрные одежды, Карабосс желает младенцу смерти. Но добрые силы не дремлют: Фея Сирени, услышав злобное бормотание старухи Карабосс, вносит коррективы в её чёрный замысел – Аврора лишь заснёт зачарованным сном, от которого освободить её сможет только добро, чудо в лице Принца, который поцелует её, очарованный красотой юной принцессы.
Во втором акте противостояние добра и зла доходит до своего апогея: во время бала выросшая в счастье и радости Аврора уколола руку веретеном, поданным ей старухой-Карабосс. Предсказание сбывается. Светлая атмосфера праздника вмиг сменяется тёмной, гнетущей атмосферой горя. Но и тут Фея Сирени вовремя вносит свои коррективы в ход событий, насылая волшебный сон на всё окружение Принцессы. Добро на время смогло вновь, если и не обезвредить зло, так ослабить его влияние. Наступает серая полоса в существовании волшебного царства. И вот уже принц Дезире направляется через лесные заросли к волшебному замку. Чтобы он случайно не свернул в сторону. Добро в лице Феи Сирени посылает ему видение в виде тени Авроры. На мой взгляд, привидение как и сонное царство являются серыми персонажами, будто бы «зависшими» на грани добра и зла. Да-да, именно персонажами. И замок тоже, ибо он в моём восприятии живёт и дышит вместе со спящими в нём жителями королевства. А вот безмолвный лес – персонаж скорее чёрный – он безмолвствует, нагнетая состояние чего-то неведомо страшного, подавляет не только гробовым молчанием (ни шелеста листьев, ни пения птиц), но и мрачной тьмой своих зарослей, густых, колючих, непроходимых, опасных. Дезире продирается сквозь эти заросли, как добро прорывается сквозь зло. Дезире стремится к свету. Он пападает в зачарованный замок, целует Аврору и спасает тем самым не только её саму, но и всё королевство. А в сказке Королевство, как мне кажется, это символ всего мироздания в целом. Добро побеждает зло! И мрачная природа освещается солнцем, прорвавшимся через расступившие облака. Свет приходит на смену тьме! В ярком свете радостно кружаться «белые» герои этой сказки – персонажи любимых сказок Шарля Перро, которые в своих историях далеко не все стояли на стороне добра. Но добро «заразно». Оно передаётся от души к душе, поселяясь в каждом из гостей.
А что же зло, спросите вы? Оно исчезло? Мне кажется, оно просто затаилось и ждёт своего часа. И тогда снова настанет день битвы добра и зла, белого и чёрного в этом мире. А вы как думаете?